Приветствуем Вас! Гость
Главная » 2014 » Октябрь » 2 » 2 октября — День учителя
11:51
2 октября — День учителя

В учениках моя жизнь

Людмила Михайловна Колбасова, учитель русского языка и литературы школы № 2,  с любовью в сердце, над которой не властны ни годы, ни беды, ни обиды, прошла путь, длиною в 50 лет безмерного учительского труда. Каждое утро привычной дорогой идет она школу, чтобы, улыбнувшись сказать: «Здравствуйте, дети» и почувствовать себя самой счастливой на свете. «Я очень люблю  ранние утренние часы. В семь часов выхожу из дома. Тишина. Спят улицы, дома. Иду не спеша. Воздух — чудо! Машины ни одной. На душе покой и радостное предчувствие нового дня, наполненного словами, делами и глазами моих учеников. В них моя жизнь».

Вот так это все начиналось

250 лет  семейной династии педагогов, родом из которой  Л.М.Колбасова. Сложена она из учительского труда мамы — Раисы Васильевны Бжезовской, родной тети, сестры, дочери и ждет продолжения от внуков и правнуков. Свою стезю Людмила Михайловна начинала в поселке Халилово, где росла, училась, окончила Орский пединститут, возвратилась в родную школу, где девять лет теорию вузовского обучения воплощала в практике уроков и  внеклассных занятий. Знать — одно,  а  уметь так преподать, чтобы у детей глаза загорелись, - совсем другое. Сохранилась первая учительская фотография тех лет. Никельрудская средняя школа, где совершалось превращение бывшей ученицы в учителя. Раиса Фроловна Петкова была классной руководительницей, а потом наставником и коллегой. Затем, как у Пушкина, к Людмиле Михайловне «пришла пора, она влюбилась». Вышла замуж за военного человека и вслед за суженным на пять лет уехала сначала на Север, а затем в Украину в город Житомир, где проработала 16 лет.

Настолько безупречны были уроки у педагога высшей категории Людмилы Михайловны Колбасовой и столь богат вклад в воспитание молодежи, что обойти ее наградами было бы слишком несправедливо.  Получила она грамоту от Министерства просвещения и звание «Заслуженный учитель Украинской СССР», учитель-методист, а также «Свидетельство» о том, что ее имя внесено в «Книгу почета» города Житомира. На ее уроках стажировались студенты пединститута.

О чем ни разу не пожалела

Педагогический стаж Л.М.Колбасовой насчитывал 30 лет. К этой цифре прибавляем 20 лет беззаветного учительского служения делу воспитания и обучения детей в школе № 2 г.Кувандыка. «Бежит неутомимо время, дороже всех наград и премий слова любви учеников».

Бережно хранит Людмила Михайловна сочинение своей ученицы на традиционно заданную тему «Учитель глазами учеников». Просто, серьезно и очень искренне: «Я не помню, чтобы она вошла в класс с грустью или обидой в душе, даже если это случилось, она никогда не покажет вида. Войдя в класс, поздоровается, улыбнется и сразу станет серьезной. Ее голос звучит, как мелодия. Любой урок она превращает в литературную беседу или в глубокое размышление.  Я очень уважаю вас и люблю. Несмотря на ваш возраст, вы красивы. Морщинки только украшают ваше лицо. Вы каждому из нас стараетесь стать другом и наставником, показать дорожку, по которой мы пойдем по жизни. Оценка за это сочинение мне не важна, я рада, что смогла рассказать о своем отношении к вам».

В этой же папке с дорогими сердцу реликвиями хранит Людмила Михайловна почетную грамоту от 9-го «Е» класса, где они возвели ее в ранг заслуженного учителя «за доброту, ласку, честность, радость, подаренную вами, за теплоту, что грела нас годами». Здесь же фотографии учеников:  высокий красивый парень, рядом с ним еле достает до плеча учительница — Л.М.Колбасова. А вот семейная фотография — папа, мама и дочка, которая обнимает учительницу. «Это моя ученица Светочка Савченко», - поясняет Людмила Михайловна. Другой снимок сделан в походе - половник в руке, костерок невдалеке. А здесь - Людмила Михайловна в ярком домашнем халатике. Приехала из больницы — дети тут как тут, весь класс пришел проведать любимую учительницу. Переодеваться было поздно, да и не нужно — все свои, родные, сердцу дорогие ученики. Такие минуты не забываются.  

Но бывало, жизнь в тисках тоски и бед сжимала. «Повзрослели и покинули дом дети, умерли мама, муж. Я осталась одна. Мое спасение, свет и радость —  школа и ее дети. «Здесь мой причал и здесь мои друзья, все, без чего на свете жить нельзя». Силы есть, знания есть, что же я буду сидеть. Убегаю от старости, тоски и одиночества. Спасибо коллегам, что понимают меня и поддерживают. Переступаю порог школы и забываю обо всем, что вне ее.  Я очень люблю литературу, люблю преподавать ее. По глазам ребят вижу, как слово доходит до сердца. Хочется продлить это время».

Сейчас Людмиле Михайловне не верится, что когда-то стояла она перед выбором  кем быть?  У нее красивый голос. В институте пела со сцены. Ей прочили будущее певицы. Но когда она сказала о своей мечте маме, получила четкий аргумент: «Лучше быть хорошей учительницей, чем плохой певицей». Но умение петь пригодилось и в школе. На уроке  неожиданно для учеников учительница начинала петь романсы на прекрасные стихи.  «Ребята помогите мне», - просит она. Текст перед глазами. И наполняется поэзия новым звучанием. «Выхожу один я на дорогу» - несет мелодия к сердцу слова.

 Изучали курс «Литература Оренбуржья». Тема — народные песенные традиции. Как преподать такой урок без живой песни — пели все вместе. Запоминается детям то, что интересно. Литература и география, что общего? Но сколько для ума и сердца дало необычное занятие по теме «География пушкинских мест». Два учителя  - Лариса Петровна Петрушина и Людмила Михайловна Колбасова - показали детям, как мир многогранен и уникален.

Классы бывают разные

Классы бывают разные — трудные и прекрасные. К одним входишь, как в клетку, к другим -  как в храм. «Но только сердце, пылая любовью, может выстрадать звание учитель». Был такой класс-испытатель на профпригодность учителя и у Людмилы Михайловны. Здесь можно было услышать грубые и даже нецензурные слова, игнорировали замечания, просьбы, задания. Чем привлечь внимание? Спасение в книге. Она читала им на уроке. И в которой раз убеждалась, какая великая сила добра заключена в произведениях наших великих классиков.

 «Как вы противостоите грубости, непослушанию?» -спрашиваю я Людмилу Михайловну. Она вздыхает, пожимает плечами: «Как в голову придет. Если ученики поддерживают, обращаюсь к ним: «И вам это нравится?» Могу безобидно превратить все в  в шутку или перевести стрелки на виновника, нарушителя».

Закончился учебный год, ребята перешли в другой класс. Людмила Михайловна поблагодарила их за сотрудничество, попрощалась. А через несколько дней, когда она шла в школу, ее настиг неожиданный звонок: «Людмила Михайловна, Вы где? Скоро будете в школе?» Учительница прибавила шаг, от ворот по прямой дорожке шла к школе. На крыльце стоял весь ее «хулиганский» класс. «Мы вас любим, Людмила Михайловна!» - кричали ребята. Преподнесли цветы и фотографию в рамочке, где были они — непоседы, сорванцы, шалуны, хитрецы и в тоже время мудрецы... и она. Из таких минут слагается учительское счастье.   «За  50 лет учительства я не раз убеждалась в том, что чем хуже дети в школе, тем лучше они вне ее, добрее. Когда  взрослеют, они так благодарны нам за строгость и снисходительность, за человеческое отношение. Встречают, здороваются, звонят, навещают дома. А сколько сил мы отдаем отличникам, способным ребятам, но, к сожалению, очень часто при встрече многие из них делают вид, что не видят, не узнают, не замечают. Обидно», - вздыхает Людмила Михайловна.

О школе № 2 говорит она только добрые слова: «Мне очень нравится наш коллектив, у меня была возможность уйти в другую школу - приглашали. Но нет, мозаика сложилась. В прошлом году я была в Петербурге. Не могу. Приехала домой в Кувандык. Боже мой, какой у нас воздух, как у нас тихо, как хорошо. 20 лет хожу по дороге в школу.  Каждый раз думаю: «Уходить пора, но не могу, не могу, не могу...».  Я без школы умру, не будет смысла жить. Все мое — в школе». Дочери, как мама, педагоги, они понимают ее состояние. «Мамочка, работай», - просят они. «Здоровье физическое зависит от моего нравственного здоровья, - убеждена Людмила Михайловна. - Если на душе хорошо, я и зарядку сделаю, и под холодный душ встану, взбодрюсь. Убегаю от старости. Разговариваю со своей палочкой-помогалочкой: «Ты моя хорошая». Оставлю ее ненароком в классе, ребята бегут  следом: «Людмила Михайловна! Вы забыли!» Добра в школе всегда больше. Иначе нельзя было бы работать».

Ради него я иду в школу

Людмила Михайловна сочувствует директору, администрации - скованы «инструкций кандалами»,  мерило работы — горы бумаги. Учителю легче — всегда можно найти отдушину. Для нее таковыми стали уроки индивидуального обучения. «Это так здорово. Сидишь один на один с учеником  «и душа с душою говорит». И он смотрит на тебя, и в его глазах неподдельный интерес. Это дети-инвалиды.  Я  жду урока с ними. Среди них есть ребята, которые так проникновенно понимают поэзию, так вдохновенно читают  стихи, что и у них, и у меня слезы на глазах. Я очень люблю этого мальчика, я ради него иду с удовольствием в школу. Пусть будет жизнь достойна их усилий! - говорит взволнованно Людмила Михайловна. - Я не люблю ЕГЭ. Мы с ребятами на себе пронесли это бремя с самого его начала. Все вынесли. Очень сложно. Не понимаю и не принимаю эти обыски, рамки, через которые проходят ученики, сопровождение в туалеты. Унизительно, беззаконно. Не могу видеть, как плачут девчонки, как трясутся руки, как бьют нервные срывы — стоит ли того такая растрата здоровья. Сейчас вводят снова сочинения. Данная форма аттестации изжила себя тогда, когда появились в книжных магазинах образцы сочинений, дальше больше — Интернет. И сейчас, вернув сочинение, нужно очень внимательно, умно подбирать темы, чтобы не скатилось сочинение к банальному списыванию из Интернета».

И нет сил у учителя везти столь тяжкий воз и бросить свое дело невозможно, потому что не смотря ни на что, «нет в мире радостнее дела, чем воспитание души».

Тамара Ясакова.

Категория: Новости из газеты | Просмотров: 632 | Добавил: xFAIRx | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: