Приветствуем Вас! Гость
Главная » 2014 » Сентябрь » 18 » Прощальный плач колоколов
11:46
Прощальный плач колоколов

К сожалению, не все кувандычане помнят и знают этот трагический день в истории Кувандыка, 5 сентября. Он по праву мог именоваться Днем скорби по разрушенному 53 года назад церковному храму Покрова Пресвятой Богородицы. В уютной комнате, в грустный августовский вечер мы с матушкой Верой неторопливо вспоминанием историю давно минувших лет.

Благая весть об открытии Покровского храма в Кувандыке

Задолго до появления в Кувандыке семьи молодого священника Холопова верующие, начиная с военного времени, упорно писали письма ов властные органы. Долго и  терпеливо ждали они положительного ответа. В конце 1947 года для всех православных кувандычан наступили, наконец, дни благих перемен. В декабре было получено разрешение на регистрацию религиозной общины в Кувандыке, а 25 марта 1948 г., добросовестно отчитывался А.Черновалов, «зарегистрирована община, настоятель, церковный совет, ревизионная комиссия».

Надо сказать, что место, где расположилась церковь, было действительно Богом данное и обещало существованию церковного храма многие лета. Вдали от центра, не создавая никому особых проблем, спокойный, безмятежный уголок был просто создан для душевного покоя и божественного вдохновения.

Кто были первые священники нового молельного Покровского дома? И снова на помощь приходят документы.

Один из первых священнослужителей, который жил в Кувандыке еще задолго до открытия церкви, с 1945 по 1957 годы, - дьякон-псаломщик Василий Федорович Сапанов.

Позже в разное время на службу в кувандыкскую церковь были командированы  Федор Михайлович Начеткин, Алексей Иванович Назаров, Евгений Ларин, Илларионов, Калугин и другие. Но особенно запомнились кувандычанам о. Никита   Коростылев и о. Николай Холопов.

 Вероисповедники под «микроскопом» стражей советского порядка

Если партийные и государственные постановления относительно вероисповедания в 1929 году носили жесткий характер, то в документах 1945 года чувствовалось некоторое смягчение.

Разрешалось открывать церкви, производить ремонты. Но было в этом послаблении некое изуверство, ибо   жестко контролировались  все требы, религиозные обряды священнослужителей, за малейшую провинность отправляли в ссылку.

Из всех священников в Покровской церкви, судя по документам, более усердный надзор осуществлялся за Николаем Холоповым. В доносах на о. Николая подробно описывались его проповеди, в них усматривали замаскированную пропаганду вероисповедания. Как  нарушителя  советского правопорядка, о. Николая частенько наказывали снятием с регистрации на 4-5 месяцев за самовольные подворные обходы и за совершение треб без разрешения сельских Советов.

Непокорная «двадцатка»

Другое и очень глубокое противоречие в отношениях между государством и религией – это закон о передаче всех финансово-хозяйственных функций церкви управлению «двадцатки». «Двадцатка» - это удивительное  изобретение советских  специалистов по праву с одной только целью - ограничить пастырскую деятельность и передать все функции контроля  и управления хозяйственными делами церковному совету, выбранному из числа двадцати самых активных членов религиозной общины. Если в 20-е годы сей указ выполнялся формально, так как прихожане были   неграмотны, беззаветно преданы своему пастырю, не смели и думать о филёрстве в божьем храме, то в 50-е годы картина резко изменилась.

 В 1955 году был избран старостой Макар Васильевич Галицкий.  Семидесятилетний, но крепкий Макар, служивший в царской и Красной армиях, по профессии плотник, глубоко верующий, принимал самое активное участие во всех делах по обустройству церковного храма, вдруг стал во всеуслышание заявлять,  что  никому не будет подчиняться: ни "двадцатке», ни самому о. Никите. Недолго думая, настоятель собирает собрание, честно рассказывает о случившемся. Галицкий и не скрывал своих взглядов, что имеет все права быть главным в церкви. Никита поставил вопрос о переизбрании старосты.Единогласно проголосовали против Галицкого и тут же выбрали нового старосту – безобидного Зайцева. 

Прощальный  звон колокола

Понедельник 4 сентября 1961 года. Набирает ход рабочая неделя. Наступила уборочная пора. Страницы медногорской газеты «Под знаменем ленинизма» пестрели воззваниями «в срок и без потерь убрать весь урожай». Казалось, весь район и озабочен только одной уборкой. 

Но нет, в медногорском райсполкоме ближе к ночи идет закрытое совещание. Никто и не подозревал, что именно здесь решалась судьба Покровской церкви. Председатель исполкома Медногорского райсовета Анастасия Алесеевна Шевякова  вместе членами бюро скрупулёзно, шаг за шагом отрабатывала план разрушения кувандыкской святыни. Постановление на закрытие  церкви из области пришло ещё в мае. Но подготовка велась очень медленно и осторожно. Подводились неутешительные итоги. Никто из комсомольцев и коммунистов-кувандычан не согласился участвовать в варварском погроме. Приходилось срочно привлекать  рабочих-медногорцев и  милицию. Согласовывая свои действия с областным уполномоченными по делам религии Вдовиным (г. Чкалов) по телефону, Шевякова убедилась, что священника Холопова и его жены в назначенный день в церкви не будет.

Наступило утро 5 сентября. Чуть рассвело, в Медногорске во многих окнах загорелся свет, раздался плач женщин. На одной из малолюдных улиц собираются одетые в темные костюмы рабочие. Они не понимали: куда их отправляют, на какое ответственное задание? У многих узелочки в руках. Прозвучал сигнал отправки. Один за другим отъезжают пять автобусов. Рыдания. Прощания. Все как когда-то в 41-м. Но вот когда автобусы повернули в сторону Кувандыка, проехали по улице Максима Горького и стали выгружаться напротив церкви, всем стало  понятно, ради чего они здесь. Вскоре стала подтягиваться и техника: бульдозеры, тракторы.

Услышав шум, один за другим выбегали удивленные спросонья горожане. И первая мысль у всех всё та же: началась война.

Наконец, понявшие, в чем дело, люди подняли плач и крики о помощи. Но  солдаты с винтовками и штыками перекрыли улицу, оцепили все проходы вокруг церкви, не подпускали никого. Стали требовать ключи от старосты Ильи Фокина, он не отдал. Наступила заминка. Никто не решался первым подступиться к святыне, хотя присутствовали многие из руководящего состава: председатель исполкома городского Совета А.И.Бертенев, начальник Кувадыкского гравийного карьера Тян Ин Чер и многие члены медногорского Совета и исполкома. И только волевая Анастасия Шевякова решительно выхватила ломик, подошла к дверям и сломала замок. По сути, это был сигнал к началу погрома.

Пошли в ход бульдозеры, словно танки в атаку, на бессловесный божий храм. Накинули трос на колокол. В этот момент слились в одно: и плач людской, и  надрывный, словно просящий о помощи колокольный звон. А вот и крест, «задушенный» тросом, наклонился в прощальном поклоне.

Многим в тот день вызывали на дом врача.  Бывший староста Зайцев умер, не выдержав такого надругательства над божьей верой, в нескольких шагах от бывшей церкви.

К полудню, когда приехала матушка Вера, бухгалтер, на машине (ездила за покупками), практически не осталось ничего. Только кое где из-под земли торчали раздавленные иконы, изуродованная церковная утварь, обезображенные  духовные книги. Можно только представить ее состояние. 

Конфликт « детей своего времени»,  или Причины трагедии

Атака местных властей по закрытию молельного дома  продолжалась около двух лет и с каждым разом набирала ход. Вскоре выяснилось, что  руководство гравийного карьера, которому собственно и мешали верующие люди, собралось устанавливать тупиковые пути именно на том месте, где стояла церковь. И в областное управление по делам религии  снова повалил  «девятый вал» бумажной волокиты.

Здесь оказалось и множество настойчивых просьб-жалоб самого начальника карьеры Тяна, что он не справляется с выполнением государственного плана, а вот и заявление начальника станции, который тоже удостоверяет и прилюдно делает нарекание Тяну за простой вагонов. Среди документов выделяется огромный лист-полотно, на котором профессионально разместили схему гравийного карьера и планируемые тупиковые пути. Имеются и справки, и выписки из отчетов геологов, которые утверждают, что гравийных запасов хватит на 20-30 лет. Откуда ни возьмись, Бертенев и Тян имели уже точные расчеты специалистов, составивших сметы и суммы, которые уже вошли государственное финансирование.

Вот так напролом «дети своего времени» добивались своих "высоких" целей и желаний.

Кто виноват в содеянном?

На эту тему много суждений. Действительно, были «детьми своего времени» и руководители, народные активисты, которые болели и переживали за свои производственные планы, не жалея сил строили и возводили техническую основу материального благополучия. Но в то же время и служение Богу также наполнено общественными интересами, всеобщей любовью к ближнему, окружающему миру. Возьмём для сравнения всех героев происшедших событий матушку Веру Холопову, о. Николая Холопова, о. Никиту Коростылева с одной стороны и с другой Анастасию Шевякову, Александра Бертенева,Тян Ин Чера. Обе женщины – красавицы, умницы. И Анастасия была общественница, преданная общему делу, и матушка Вера воспитывала детей, помогала мужу в его святом деле и всем людям. Каждый из участников – это сильная, яркая личность, общественник-активист. Но, оказывается, и благие цели можно выполнять по-разному. С одной стороны - через любовь и всепрощение, с другой – через жестокость, уничтожение духовных ценностей.    

Что мы имеем в результате яростного желания руководителей города  поднять производительность гравийного карьера? Никакого расширения производства так и  не произошло, гравийный   карьер через сколько-то лет вообще перестал  функционировать, разгромлена полностью и окончательно Покровская церковь, чем нанесена огромная душевная травма горожанам, да и сельчанам района тоже. На несколько лет молодое поколение осталось без духовной поддержки пастырей. И, наконец, почти все, кто участвовал в варварском уничтожении единственного духовного очага того времени, погибли при нелепых обстоятельствах.

И в то же время, слава богу, растет и процветает до сих пор духовная жизнь в Кувандыке, благодаря отцу Симеону Антипову, его терпению и твердости духа, которые помогли ему в еще трудные 80-е годы, вместе со старостой Василием Ивановичем Куготом, вынести все «муки хождения» по созданию новой церкви. Жива и радует своих внуков и правнуков матушка Вера Холопова. Много лет в священном союзе  служили и утешали добрым словом всех страждущих о. Николай и о. Никита, дожившие почти до 90 лет.

Был ли другой путь решения создавшегося конфликта? Конечно же, был. Пути выхода из трудных ситуаций будут всегда, если есть обоюдное желание сторон толерантно подойти к решению назревшей проблемы. Во-первых, можно было уважительно и по-человечески договориться и предложить верующим другое здание. Во-вторых, в городе в то время сложилась критическая обстановка в школах. Не хватало помещений. Каким значимым подарком могло бы быть это здание для детей. Поэтому совсем было не понятным легкомысленное отношение властей к разбазариванию такого добротного сооружения.

История разрушения церкви трагична, она и глубоко поучительна, несет  глубокий философский и воспитательный смысл. Любое насилие, унижение, оскорбление таят в себе разрушение и обречены на неминуемую расплату. И только в добрых помыслах и деянии всегда заложено созидание и жизнеутверждение.

Помним и скорбим

 5 сентября –  памятный день, который должен войти в историю основных исторических событий города и района и получить право называться Днем памяти и скорби по  разрушенному церковному храму Покрова. 

Более полувека прошло со времени кувандыкской трагедии, но на месте бывшей церкви, по улице Максима Горького, ни осталось ничего, что напоминало бы о ее существовании. Известно, сколько желающих горожан и гостей хотели бы преклонить свои головы на месте давней трагедии. Воздать должное поможет, на мой взгляд, только сооружение поклонного креста в память об униженных и оскорблённых, о тех, кто в терпении и лишениях сохранил свою глубокую веру и любовь.

Ирина ПУТЕНИХИНА, по благословению отца Симеона Антипова.

(Материал отрецензирован Л.П.Савиной)

Категория: Новости из газеты | Просмотров: 385 | Добавил: xFAIRx | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: