Приветствуем Вас! Гость
Главная » 2014 » Август » 14 » Самооборона в магазинах
09:35
Самооборона в магазинах

Разбираемся, что такое права потребителя и как их использовать

Думаю, каждый из нас хоть раз да покупал новую бытовую технику в магазине. Неважно, что это: холодильник, телевизор или ультрасовременный мобильный телефон. Хорошо, если покупка вам понравилась и приносит  удовольствие во время использования. Но что делать, если она ломается на второй день? Хорошо, если продавец без проблем заменит ее и  отправит  на ремонт. А если вам отказывают в  требованиях? Сам сталкивался с ситуацией, когда впопыхах купленный телефон на следующий день «радовал» щелью в корпусе, а продавец упорно утверждал, что она появилась из-за моих неправильных действий.

Разобраться во  тонкостях  закона «О защите прав потребителей» нам согласился помочь специалист городской администрации, оказывающий консультативную помощь гражданам по защите прав потребителей - Гани Ахметшарифович Махмутов.

- В этом году к нам за помощью обращаются  от 3 до 6 человек за неделю. В 2010-2011 годы обращалось в 2 раза больше кувандычан: до 12 человек еженедельно. Также  хочу отметить, что яоказываю исключительно  консультативную помощь.

В некоторых случаях помогаю в составлении претензий и исков. К нам приходят граждане различного возраста, в том числе и индивидуальные предприниматели.

 Обычно обращаются в случаях, когда в товарах или услугах обнаруживаются недостатки. Среди товаров лидирует мобильная электроника и электроинструменты. А среди услуг —  бытовые вопросы.

Мы проводим также работу по защите  прав неопределенного круга потребителей. Так, в 2011 году нам пришлось предъявить претензию Оренбургоблгазу. Тогда в перечень работ, проводимых «газовиками», было включено обслуживание приборов учета газа. Каждый, у кого установлен этот прибор, понимает, что он подсоединен к системе газоснабжения и снять его для обслуживания нельзя. Кроме того, завод-изготовитель устанавливает на этот прибор значительный срок годности, по истечении которого прибор не подлежит дальнейшей эксплуатации.

В итоге этот пункт был изъят из перечня работ, хотя я не могу утверждать, что это произошло только благодаря нашим обращениям.

В этом году в исковом заявлении была оказана помощь только одному человеку. Раньше было больше. Почти все поданные гражданами иски были выиграны в судах. Только один человек проиграл судебный процесс. Поэтому я могу с уверенностью сказать о том, что перспектива обращения в суд, если не выполнены законные требования потребителя, — это правильно и нормально. Надо учесть, что права потребителей защищаются исключительно в судах. Это предусмотрено законом о защите прав потребителей.

В качестве одного примера успешности действий потребителей можно привести историю с пылесосами «Кирби». Пару лет назад в городе активно предлагали этот товар. И, даже несмотря на огромную стоимость более чем в 100 тысяч рублей, находились кувандычане, которые их покупали. Однако затем к нам обратились несколько человек с просьбой помочь вернуть потраченные деньги за этот пылесос. Просмотрев документы и опросив покупателей, узнали, что пылесос сильно шумит, а в одном случае товар был продан бывшим в употреблении. В итоге всем гражданам удалось вернуть свои деньги.

Отдельно хочется сказать о так называемом «дополнительном сервисном обслуживании». Когда люди покупают тот или иной товар, очень часто им предлагают эту услугу за дополнительную плату. Здесь надо быть очень внимательным. Потому что этот сервис редко продлевает ту гарантию, которая была установлена производителем. По сути, у людей просто выманивают деньги. Если производитель установил определенный гарантийный срок на свой товар, то продавец не сможет его снять или сделать меньше.

То есть он обязан действовать в рамках закона о Защите прав потребителей и выполнять все требования покупателя, предусмотренные данным законом.

Поэтому надо критически отнестись к заключению договора о дополнительном сервисном обслуживании. При внимательном изучении документов можно обнаружить, что часть предлагаемых услуг, как правило,  продавец не сможет выполнить, а часть выполняется по гарантии производителя бесплатно. Кроме того, очень часто условия выполнения сервисного обслуживания просто не оговорены.

Также нужно внести ясность по поводу бытующего мнения о том, что «потребитель всегда прав». Граждане правы только в рамках действия Российских законов, следовательно, они будут правы только при предъявлении законных требований. Расширенное толкование гражданами своих прав расслабляет их и приводит к необдуманным и безответственным покупкам, в результате которых появляется разочарование в товаре и стресс.

Я бы рекомендовал относиться к процессу покупки ответственно. Особенно если товар дорогой.  Кроме того, покупатель вправе потребовать демонстрации работы выбранного товара — если это возможно в условиях магазина — причем желательно просмотреть все заявленные функции. Это нормально и законно.

При обращении с требованием о ремонте или замене бытовой техники, в магазинах часто можно услышать фразу: «Сначала примем на диагностику». Нужно помнить о том, что законом «О защите прав потребителей» не предусмотрены действия под названием «диагностика». Тем не менее люди соглашаются на предложения продавцов. Хотя законом «О защите прав потребителей» предусмотрены только проверка качества товара и экспертиза.

Если товар вышел из строя и вам пришлось обращаться к продавцу, то лучше предъявлять требования в письменном виде, в 2 экземплярах и вручением документа под роспись. При этом второй экземпляр должен остаться у покупателя с отметкой о его принятии. Кроме того, надо четко знать, что по закону потребителю дано исключительное право в выборе вариантов требований: проведение ремонта, отказ от договора купли-продажи и возврат денежных средств, обмен товара на другой либо соразмерное уменьшение покупной цены. Также граждане должны знать, что при проведении проверки качества или экспертизы покупатель имеет право присутствовать при ней, а значит, продавец обязан уведомить покупателя о месте и времени проведения проверки качества или экспертизы.

В завершении разговора хочу пожелать всем кувандычанам удачных покупок, а также проявлять терпение и стойкость в защите своих прав.

Закон — это потенциал, которым нужно пользоваться.

Что же, в теории все неплохо, а как насчет практики?  В качестве примера хочу привести два интересных судебных решения о возврате пылесоса «Кirby», купленного в кредит, и ноутбука Asus, приобретенного в одном из сетевых магазинов.

Кувандычанка обратилаcь в суд с просьбой расторгнуть договор купли-продажи пылесоса марки «Kirby», заключенный ею 12 августа 2012 года. А также взыскать с продавца в её пользу стоимость электропылесоса 135 000 рублей, неустойку  232 200 рублей, компенсацию морального вреда  20 000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя  15 000 рублей, штраф  50 процентов от стоимости взысканной в её пользу суммы.

В ходе судебный слушаний она пояснила, что после приобретения пылесоса и его использования у неё возникают головные боли и поднимается давление, так как он сильно шумит (на это жаловались и соседи). Пылесос очень тяжелый для неё, как для женщины, и неудобен в работе.

Ответчик же заявил, что в гарантийном талоне истцу представлена информация о возможном превышении уровня шума до 10 дБ (децибелл) и информация о влиянии шума, поэтому на основании ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» истец не вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать возврата уплаченной за товар суммы.

Представитель Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области пояснила, что шум пылесоса при его работе превышает допустимые уровни, установленные СанПиН 001-96, что негативно влияет на  здоровье потребителя. В соответствии с протоколом № 638 измерений шума от 13 ноября 2012 года, составленным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», уровни шума при работе принадлежащего истцу пылесоса марки Kirby превышают допустимые уровни на 5 дБ и по максимальному уровню на 1 дБ.

Суд посчитал, что размер неустойки явно не соразмерен причиненному ущербу, поэтому снизил её до суммы ущерба — 96 403 рублей. А поскольку требования истца о расторжении договора купли-продажи пылесоса ответчиком в добровольном порядке не были удовлетворены, то с продавца в пользу истца подлежит взысканию штраф  50 процентов от присужденной суммы — 97 903 рубля.

В конечном счете суд взыскал с продавца в пользу кувандычанки стоимость товара 96 403 рубля, неустойку 96 403 рубля, компенсацию морального вреда  3000 рублей, штраф в  979 03 рубля и судебные расходы на услуги представителя  10 000 рублей. Всего  293 709 рублей.

Думаете, это единичный случай, когда суд встает на сторону покупателя?

Мужчина обратился в суд с просьбой о расторжении договора купли-продажи ноутбука, взыскании уплаченной за товар суммы,  неустойки, компенсации морального вреда и транспортных расходов.

В начале августа 2011 года в купленном ноутбуке проявился недостаток: он перестал включаться. 25 августа мужчина отвез ноутбук в магазин для проведения безвозмездного ремонта. При передаче каких-либо нарушений целостности корпуса или наличии пятен от жидкостей на товаре не было, что было подтверждено отсутствием записей об этом в приходном ордере. Однако через месяц  ноутбук был ему возвращен в связи с тем, что причиной поломки является попадание жидкости внутрь корпуса.

Кувандычанин не растерялся и отправил продавцу письменную претензию, в которой он сообщил, что отказывается от исполнения договора купли-продажи и требует вернуть деньги 27 299 рублей. На претензию он получил ответ от директора магазина, в котором было сказано, что устройство технически не исправно по причине попадания неизвестной жидкости внутрь ноутбука. Обиженный покупатель обратился в суд.

Для решения вопроса по существу судом была назначена экспертиза в Торгово-промышленной палате Оренбургской области.

Согласно заключению эксперта, в представленном ноутбуке ASUS неисправна материнская плата и обнаружены следы неаккуратной разборки и сборки изделия, в процессе которой были нарушены система охлаждения и цепь питания разъёма USB, с образованием короткого замыкания.

Выявленные дефекты не связаны с действиями пользователя (на вышедшей из строя материнской плате следов попадания жидкости не обнаружено), а образовались на стадии изготовления изделия или разборочно-сборочных работ в сервисном центре.

Недостаток товара (ноутбука) является существенным, так как для его ремонта необходимо заменить материнскую плату, составляющую более половины стоимости всего ноутбука.

В итоге суд решил расторгнуть договор купли-продажи ноутбука ASUS и обязать истца передатьв размере 27 299 рублей, неустойку 19 928 рублей 27 копеек, компенсацию морального вреда  3000 (три тысячи) рублей, штраф 15 149 рублей 60 копеек. Всего взыскать 65 376 рублей 87 копеек.

Вот вам два ярких примера того, к чему может привести желание отстаивать свои права. И в том, и в другом случае общая сумма присужденных средств значительно перекрыла стоимость товара. Конечно, судебный процесс требует достаточно много сил и времени, однако игра стоит свеч. Не так ли?

Андрей Жидейкин.

Категория: Новости из газеты | Просмотров: 228 | Добавил: xFAIRx | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: