Приветствуем Вас! Гость
Главная » 2014 » Август » 22 » В ответе за будущее
09:40
В ответе за будущее

Школьные годы станут действительно чудесными, если встретится учитель, не только знающий предмет, но умеющий понимать, сопереживать...

Эльвира Мударисовна Кудашева — учитель русского языка и литературы школы №2 города Кувандыка. В этом году выпустила в большую жизнь элитный, как его называли в школе, физико-математический 11-й «а» класс, где была классным руководителем.

Родители говорят, что их дети «были у неё как под крылом» - для каждого  хватало её внимания и заботы. Ребята делили со своей любимой учительницей радости и проблемы.

Этот год стал для педагога поистине звёздным: на экзаменах  ученики показали блестящие знания по предмету, а  две из них набрали 100 баллов! Мы встретились с ней накануне нового учебного года.

- В жизни многому можно научиться — стать бухгалтером, инженером, строителем... Но учителем, пожалуй, нужно родиться. Эльвира Мударисовна, вы мечтали пойти по этому пути? Как всё начиналось?

- Учителем я думала стать еще с младших классов. К окончанию же школы хотела было выбрать другую профессию... Но так сложилось, что поступила в Орский педагогический колледж. Хочу отметить, годы учебы там дали очень хорошие знания и практику. А насколько благоприятной была сама атмосфера в учебном заведении! Я просто получала удовольствие от общения с сильными, замечательными преподавателями. Там был заложен фундамент, который мне очень помог в дальнейшем. После окончания колледжа поступила заочно в Оренбургский государственный педагогический институт и пришла работать в школу № 2, которую оканчивала сама.

Вообще-то, я собиралась быть учителем начальных классов и поступила на соответствующий факультет. Но так получилось, что стала преподавать русский язык и литературу.

Любовь к предмету и учительской профессии привили мне мои любимые учителя — Н.А.Вичужанина и С.З.Биктяшева. Теперь у меня уже довольно большой стаж по этой специальности — восемнадцать лет. И я нисколько не жалею, что так произошло.

- Ваши ученики показали отличные результаты на экзамене:  92, 90 и трое — более 80 баллов. А две выпускницы набрали максимально возможные 100 баллов, во всей области такого результата смогли достичь еще только шестнадцать преподавателей.

Наверное, каждый учитель мечтает воспитать стобалльника. Из чего складывается успех?

- В этом году на областном балу медалистов было 6 учеников моего класса, две из них стобалльницы. Это итог совместного труда учителя и ученика. Если у ученика нет желания, старания, цели добиться высокого результата, сто баллов получить трудно. Тут не может быть случайностей. Если честно, надо забыть обо всем на свете и заниматься только подготовкой к экзаменам.

Влияет и отношение к учебе в семье. Очень многое зависит от того, какие приоритеты в семье на первом плане. Если родители поддерживают, контролируют, помогают своему ребенку, это пятьдесят процентов  успеха. 

Горжусь своими выпускниками.

Конечно, это придает силы, уверенность в том, что ты на верном пути.

- Вам повезло с родителями учеников?

- Да. Я встретила с их стороны большую поддержку, у нас всегда было понимание, нам было легко общаться. На родительские собрания я шла со спокойной душой. Среди родителей были люди с гораздо большим  опытом в плане воспитания - они давали мне дельные советы. И всегда находили добрые слова.

- Мы не сказали о роли учителя в достижениях учеников. О том, сколько ему нужно приложить усилий, терпения, доброты, чтобы увлечь, научить... Ведь, чтобы зажечь других, надо гореть самому.

- Учитель — вредная для здоровья профессия, думаю, со мной согласятся многие мои коллеги. Бывает, домой придешь — даже разговаривать ни с кем не хочется, настолько ты вымотан эмоционально. И хорошо бы, чтобы часа два тебя не трогали...

Сын иногда мне говорит: «Мам, ты на вопрос отвечаешь через пять минут. Я сам уже забыл, о чем спрашивал». Я, конечно, слышу, что он что-то спрашивал, но голова в это время занята совсем другими мыслями! И получается такая смешная ситуация.

Но с другой стороны, кипучая школьная жизнь помогает учителю оставаться молодым, энергичным, воспринимать жизнь свежо и ярко, как это бывает у детей.

Приходишь в школу и забываешь о жизненных трудностях, домашних проблемах... Заходишь в класс, видишь глаза детей, их улыбки — всё остальное уходит. Может показаться слишком громким, но это так. Мы не можем вымещать на детях какие-то свои проблемы, не имеем на это права.

Кто-то из мудрых людей сказал: «Всегда делай то, что ты боишься делать». Любой человек с опасением относится  ко всему новому. Но, я думаю, учителю не страшны никакие новые стандарты, программы... Современному учителю под силу всё! Не надо ничего бояться, надо браться и делать. Нужно просто  выполнять свою работу — по совести, по уму. Может, из этого и складывается успех?

- Помните свой первый урок?

- Было страшно. Пришла тогда в 5-й класс, к маленьким детям. Они  перешли  из начальной школы, я была совершенно незнакомым им человеком. И они для меня -  что-то неизведанное... Хорошо помню свои ощущения, свои мысли: мне доверили класс, значит нужно отбросить робость и сомнения и действовать.

Вообще, когда идешь на урок, испытываешь какое-то особенное волнение. Ждешь чего-то интересного от новой встречи с детьми.

- До сих пор?!

- Да, до сих пор. Это чувство не оставляет всякий раз, когда входишь в класс. Конечно же, хочется, чтобы урок был наполненным, содержательным. Чтобы он оставил след в душе ученика. Особенно это касается уроков литературы.

Литература в наше время - это предмет, который, к сожалению, отошел на второй план. Сейчас дети не читают.

Без литературы, наверное, можно прожить. Но никто не отменял того, что во все времена в жизни, прежде всего, надо оставаться человеком,. Мне кажется, литература как раз этому и учит.

Задача учителя — всё-таки заинтересовать, побудить задуматься и сделать соответствующие выводы, соотносить поступки литературных героев со своими, И потом, в дальнейшем, применять примеры, положительные, естественно, в своей собственной жизни.

Может быть, это немного далеко от реальности. Но так должно быть. Потому что нравственные принципы вечны. Добро, совесть, честь, любовь, дружба — это непреходящие ценности.

- Как сказал поэт Роберт Рождественский, одни учителя входят в школьные классы как в клетку, другие — как в храм. А ведь им доверены души еще маленьких человечков. Какими они вырастут, какое общество будут строить, какие ценности исповедовать, во многом зависит от учителя...

-Да, конечно, роль учителя велика. Мои родители до сих пор помнят всех своих учителей и очень уважительно о них отзываются. Для людей того поколения учитель был непререкаемым авторитетом. Сейчас изменились условия жизни, сформировался новый менталитет. Но одно неизменно: педагог, которому доверили маленького человека, играет определяющую роль в его воспитании. Я убеждена, что учитель — это центральная фигура общества.

«Гениальность — это, прежде всего, выдающаяся способность быть за всё в ответе», - сказал английский писатель и философ Томас Карлейль. Я считаю, что сейчас каждый учитель в какой-то степени гений — потому что на его плечах лежит огромная ответственность. Не только за будущее какого-то конкретного ребенка, а вообще за будущее.

Нужно выстраивать с ребятами диалог, такую форму общения, чтобы не только учить, а взаимодействовать и даже учиться чему-то у них. Иначе, наверное, нельзя воспитать современного человека.

Мне повезло с классом, в котором я была классным руководителем. Разные характеры, поведение, отношение к жизни. Каждый из ребят — личность. Интересен каждый из них. Я им очень благодарна. Они подкрепили в какой-то степени мой жизненный и педагогический опыт. Даже если было с кем-то иногда непонимание, это тоже плюс — я извлекала в таких случаях уроки. Думаю, ученики тоже.

Нужно найти «золотую середину». Найти подход, ключ к сердцу каждого ученика и в то же время быть требовательным и принципиальным. Бесспорно, отношения должны складываться на основе доверия и уважения. Только так. Иначе дети не будут верить учителю.

Каждого ученика необходимо в течение нескольких лет держать в поле зрения. Помогать укрепить веру в себя, если ребенок неуверенный. Если слишком самоуверенный, задать направление, где это может пойти на пользу. Даже недостатки можно направить в такое русло, что они станут продолжением достоинств. И получить в итоге такого — настоящего - человека.  Поэтому каждый учитель — немного гений.

Я завидую людям, которые умеют отбрасывать, как им кажется, лишнее, ограждать себя от всего, что не касается лично их. Я так не умею. Наверно,  учителю и нельзя по-другому.

Учитель должен держать себя в руках, когда, бывает, всё внутри кипит... Дети ведь тоже разные. Нужно уметь управлять собой. Надо оставаться простым, я имею в виду без какого-либо высокомерия, добрым, искренним человеком. Всегда быть в духе времени. Быть модным, интересным, привлекательным, с хорошим чувством юмора, готовым ко всем трудностям. Нужно всегда быть на высоте. Это нелегко.

- Не разочаровались в профессии, которая требует всего без остатка?

- Разочарование возникает, когда наваливается масса дел. Учитель — это такой универсальный работник, который должен уметь работать с оргтехникой, составлять отчеты, документацию и так далее. Ему надо оформлять кучу бумаг, за каждый свой шаг нужно отчитываться.  Сейчас проводятся всевозможные мониторинги, которые также сопровождаются отчетами. Учителя просто погружены в эту бумажную работу! И вот тогда приходит разочарование.

Это мешает оставаться просто учителем и работать с детьми. Не зря появилось что-то вроде анекдота: «Школа — это место, где дети мешают учителям писать отчеты для управления образования».

- «Если бы не было учителя, то не было б, наверное, ни поэта, ни мыслителя, ни Шекспира, ни Коперника...», - заметила Вероника Тушнова. Какие высоты штурмуют ваши ученики?

- Многие выпускники поступили в хорошие вузы Москвы, Уфы, Санкт-Петербурга. Среди абитуриентов из других городов наши ребята показали хорошие знания. Например, Егор Фауль поступил в военный вуз, где был жесткий отбор. На тестировании по основным предметам он продемонстрировал очень хороший уровень. Луиза Медова на собеседовании в Московском физико-техническом институте показала настолько блестящие знания, что  каждый факультет хотел заполучить такую абитуриентку.

Я горжусь, что наши педагоги преподают на высоком качественном уровне, что подтверждается при поступлении выпускников в вузы.

Сейчас многие родители звонят, делятся успехами своих детей, благодарят. Конечно, это очень приятно. И это еще раз говорит о том, какая ответственность за будущее учеников  возложена на учителя.

-  Я желаю вам и вашим коллегам неиссякаемой энергии и новых побед. Чтобы нелегкая работа приносила побольше радости!

И хочу добавить слова  Роберта Рождественского:

«Вы знаете, мне по-прежнему верится,

что если останется жить Земля,

высшим достоинством человечества

станут когда-нибудь учителя!

...Учитель — профессия дальнего действия,

главная на Земле!».

Руфина Байбулатова.

 

Категория: Новости из газеты | Просмотров: 271 | Добавил: xFAIRx | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: